15 августа - День Танкиста. Поздравляем Вианора Ашба, танкиста, героя Абхазии.
Герой Абхазии Вианор Ашба был среди тех, кому удалось отбить первый танк у противника. На момент начала войны он командовал взводом абхазских внутренних войск. 14 августа 1992 года был в районе Турбазы в Сухуме.
"Никто конкретно не знал, что происходит, мы со своим взводом выехали на место, остановились у 14 школы, рядом с гостиницей "Абхазия". Стояли около часа, но мы в принципе не знали что происходит, о том, что грузины уже пересекли нашу границу и двигаются в Сухум, мы не знали", — поделился воспоминаниями Ашба.
Взводу дан был приказ перекрыть дорогу. Спустя некоторое время Ашба услышал лязгающий звук гусениц и не мог поверить в происходящее.
"Я, как танкист, понял, что этот звук не что иное, как звук гусениц. Конечно, я был удивлен, как в Абхазии могли оказаться танки, сначала я подумал, может быть, едет тягач какой-то, но в Абхазии я нигде не видел тягачей", — говорит он.
Когда Вианор увидел тот самый танк Т-55М грузинских гвардейцев, не оставалось сомнений, что Грузия направила в Абхазию боевую бронетехнику.
"Я дал команду бойцам направиться в укрытие, хотя укрываться особо негде было, мы были на открытой местности", — отметил он.
Из танка открыли пулеметный огонь.
"Мы имели автоматы Калашникова, понятно, что они никакого вреда не могли нанести танку, но тем не менее я дал команду стрелять по движущемуся танку, чтобы создать шумовой эффект", — вспоминает Ашба.
Вианор Ашба решил выстрелить по танку из подствольного гранатомета.
"Кроме того, закидывали гранатами, но это практически никакого эффекта не дало. Саша Микаладзе, который был вместе с нами, кинул в танк гранату, после чего загорелся дополнительный наружный топливный бак. Это была случайность, но тем не менее он загорелся, хотя возгорание не могло принести урон танку и экипажу", — сказал он.
После завязался бой, в котором группа Героя Абхазии Беслана Джелия захватить первый трофей — танк Т-55М.
"Не знаю по какой причине, может быть, танк заглох, или просто грузины испугались, они выбежали из боевой машины и ушли к своим", — делится воспоминаниями Вианор Ашба.
Заполучив танк, абхазские бойцы сразу же принялись "приводить в чувство" будущий "ноль-первый". После нескольких попыток его удалось "приручить". Танк был совершенно новый, с полным боевым комплектом, говорит Ашба.
Соратники не были готовы к такому подарку судьбы. Сейчас Вианор Ашба вспоминает этот казус с улыбкой, но тогда ему было не до смеха. Дело в том, что один из тех, кто перегонял танк в расположение абхазских сил, надел белую повязку.
"Грузины тоже носили такие повязки, когда мы направились на Красный мост, двое наших, Аргун и Квициния, сидели наверху, на башне. В этот момент по нам открыли огонь с двух сторон. С одной стороны грузинские гвардейцы, с другой — наши, которые приняли нас за врагов", — вспоминает он.
Ашба остановил танк, стали жестами показывать своим прекратить стрельбу, что на танке не враги.
После ремонта необходимо было проверить, как тот стреляет, и первый залп сделали в сторону моря.
"В это время приехал Валера Мхонджия, он служил в Германии в танковой части и был знаком с Т-55М. Он сказал, что умеет все. Валера стал заряжающим, а я наводчиком-оператором, механиком стал Валера Казанджи-оглы, до этого он был членом экипажа БМП, вот так первый экипаж был собран", — перечислил Ашба.
Но повреждения, нанесенные при захвате, дали о себе знать. Радиатор потек. Мотор перегрелся и "застучал". Танк отбуксировали в Верхнюю Эшеру, где сначала планировали использовать ее как пушку, так как он уже был не на ходу.
Снова в строю
Трофею удалось найти новый двигатель. Устанавливали его под непрекращающимся обстрелом. Машина завелась и своим ходом направилась в Гагру.
"Механиком-водителем был Вячеслав Габуния, заряжающим Валера Мхонджия, я сел за наводчика и Тимур Брандзия был командиром, вот этим экипажем мы пошли на Гагру. Первую позицию мы прорвали, вторая большая баррикада была там, где у въезда в город стоит БТР в качестве памятника", — подчеркнул он.
Путь в Гагру преграждали бетонные плиты, за которыми стояли грузинские танки и самоходки. Абхазский танк был для них удобной мишенью.
"Мы выскочили, и получилось так, что подставили бок танка противнику, и пока мы успели отъехать по нам произвели где-то шесть выстрелов. Валера Мхонджия тогда получил травму руки, гильза вылетевшая после выстрела попала ему в руку и он уже не был боеспособен", — сказал Ашба.
Один из снарядов угодил рядом со стволом орудия Т-55М. По словам Вианора Ашба, всему экипажу повезло, что снаряд был осколочно-фугасный, а не кумулятивный.
"Но при этом танк получил повреждение, не меньше восьми болтов, которые закрепляли башню, были вырваны. Внутри был настоящий фейерверк, к счастью, никто не получил осколочного ранения, но внутри было сильное задымление, мы начали задыхаться. Поэтому мы вынуждены были отойти назад", — вспоминает он.
Танк вместе с абхазскими ополченцами участвовал в освобождении Гагры. После Вианора Ашба направили на другой участок фронта, а танк "01" продолжил свой путь до победы. Каким-то мистическим образом за всю войну никто из экипажей "ноль-первого" не погиб.
источник: www.aiaaira.com/technology/itemlist/tag/Вианор%20Ашба
- akzaara@mail.ru - официальные обращения, председатель Партии.
- office@akzaara.ru - для вступления в Партию.
- mail@akzaara.ru ; akzaara@yandex.ru - по вопросам сайта.
+7 940 700-20-02 ; +7 940 993-91-77
Республика Абхазия, Сухум, ул.Лакоба, 109, 2-й этаж.
Комментариев пока нет